Состав и особенности конструкции

Магнитный компас работает, используя свойство намагниченной стрелки располагаться своей осью вдоль магнитных силовых линии магнитного поля Земли; следовательно, стрелка компаса должна показывать направление магнитного меридиана в данной точке на поверхности Земли. В связи с тем что на магнитную стрелку компаса, установленного на судне, действуют магнитные поля Земли и судового железа, ось магнитной стрелки или линия NS картушки магнитного компаса располагается в плоскости компасного меридиана.

В настоящее время все отечественные суда снабжаются 127-миллиметровым морским магнитным компасом. Он обладает достаточной точностью и надежностью показаний, прост в использовании, обслуживании и ремонте.

Морской магнитный 127-миллиметровый магнитный компас (рис. 2.1) состоит из следующих основных частей: защитного колпака 1, котелка 2 с картушкой, пеленгатора 3, нактоуза 4 и девиационного прибора 5.

Картушка (рис. 2.2) является главной частью компаса и состоит из системы магнитных стрелок 5, поплавка с латунным ободком 2, агатовой топки 3, винта 4 для крепления топки, диска 1 со шкалой, разбитой на румбы и градусы.

Рис. 2.1 - 127-миллиметровый магнитный компас Рис. 2.2 - Картушка 127-миллиметрового магнитного компаса

Магнитная система картушки собрана из шести стрелок круглого сечения диаметром, равным 2,5 мм. Стрелки делают попарно одинаковыми по длине, чтобы концы всех стрелок находились на одной окружности. Для предохранения от ржавчины магнитные стрелки помещают в герметически запаянные медные пенальчики. Поплавок в виде полусферы изготавливают из тонкой листовой латуни. Обладая запасом плавучести, он значительно уменьшает вес картушки в компасной жидкости, а следовательно, и давление картушки на поддерживающую ее шпильку. Топку цилиндрической формы изготавливают из агата. Снизу в топке делают углубление для того, чтобы надеть ее на острие компасной шпильки. Топка крепится винтом в сквозном отверстии поплавка. В нижней части отверстие имеет расширение для того, чтобы картушка могла наклоняться при качке судна. Диск изготовляют из тонкой листовой слюды и наклеивают на него бумажную градуированную шкалу. Котелок (рис. 2.3) представляет собой латунный цилиндрический резервуар, разделенный внутри горизонтальной переборкой на две камеры и заполненный компасной жидкостью. В верхней основной камере 1 установлена конусовидная латунная колонка 2 с компасной шпилькой 3, на которую надевается топкой картушка. На верхний конец шпильки напаивают кусочек очень прочного металла - ирридия или стеллита. Внутри верхней камеры установлены носовая и кормовая курсовая нити 4 из вычерненной латунной проволоки. При установке котелка на судне они должны располагаться в диаметральной плоскости судна. Носовая курсовая нить является индексом для отсчета курса судна. Нижняя, или дополнительная, камера 5 служит для компенсации объема компасной жидкости при изменении температуры.

Верхняя камера соединена с нижней отверстием, через которое перетекает компасная жидкость при ее сжатии или расширении.

Рис. 2.3 - Котелок 127-миллиметрового магнитного компаса

Дном нижней камеры является гибкая диафрагма 6 из гофрированной латуни. Изменение объема в основной камере компенсируется изменением объема с помощью диафрагмы в дополнительной камере. В среднюю часть диафрагмы вставлено стекло 6 толщиной 5 мм. Находящаяся в донной части котелка электрическая лампочка 8 освещает в темное время суток через это стекло картушку компаса. Котелок закрыт толстым зеркальным стеклом 9 диаметром 177 мм и толщиной 5,5 мм, установленным на резиновой прокладке. Стекло крепится латунным азимутальным кольцом 10, на котором нанесена шкала (от 0 до 360°) для определения при помощи пеленгатора курсовых углов.

Нулевое деление шкалы азимутального круга обращено к корме и сдвинуто относительно диаметральной плоскости судна на угол 30° по часовой стрелке. Это связано с тем, что индекс пеленгатора также сдвинут на 30° из-за предметной и глазной мишеней, закрывающих деления азимутальной шкалы.

Котелок помещен в кардановое кольцо для сохранения горизонтального положения во время качки. Снизу к корпусу котелка крепится латунная чашка со свинцовым грузом - поддоном . Груз служит для понижения центра тяжести котелка и уменьшения его колебаний во время качки судна. Компасную жидкость доливают в котелок через специальное отверстие в его боковой стенке. Для хранения и транспортировки котелка в комплекте компаса имеется специальный ящик. Нактоуз (см. рис. 2.1) предназначен для установки котелка компаса и девиационного прибора. Изготовляется из сплава кремния с алюминием (силумина). Состоит нактоуз из корпуса, нижнего и верхнего оснований, амортизирующего подвеса, девиационного прибора и защитного колпака. Корпусом является полый цилиндр, опирающийся на фланцевидное основание с отверстиями для крепления нактоуза к палубе судна.

Перейти на страницу: 1 2

Прочтите также:

Определение оптимальных в соответствии с заданными критериями характеристик корректирующего кода и разработка кодирующего устройства выбранного кода
Территориальная распределенность объектов специального назначения, телекоммуникационных сетей общего пользования требует решения задач по их охране [4]. Однако использование для этих цел ...

Ионные насосы в технологии MEMS
Все вакуумные насосы можно разделить на высоковакуумные и низковакуумные, а по физическому принципу действия - на механические, сорбционные, ионные. Среди механических насосов выделя ...

Технологии цифровой связи
Развитие телекоммуникационных сетей привело к необходимости в более подробном изучении цифровых систем передачи данных. Этому посвящена дисциплина «Технологии цифровой связи», которая из ...

Основные разделы

Copyright © 2008 - 2020 www.techmatch.ru